Основная терминология бухгалтерского учета
Актив – ресурсы, контролируемые компанией, которые возникли в результате прошлых событий и от которых компания ожидает получение экономических выгод в будущем.
Пассив – источники финансирования, за счёт которых сформирован актив.
Бухгалтерский баланс – свод информации, представленный в виде формы отчета, о стоимости имущества и обязательствах организации. Баланс состоит из двух разделов: Актива и Пассива.
Проводка – регистрация хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта в равных суммах.
Бухгалтерские счета – счета, на которых ведется бухгалтерский учёт всех хозяйственных операций организации с помощью использования метода двойной записи.
Двойная запись – способ ведения бухгалтерского учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, на двух бухгалтерских счетах, обеспечивая общий баланс.
Дебет – термин, обозначающий левую сторону бухгалтерского счёта, имеющего форму двусторонней таблицы.
Кредит – термин, обозначающий правую сторону бухгалтерского счёта.
Дебиторская задолженность – это задолженность перед организацией, т.е. долги к получению. Иными словами, когда нам должны.
Кредиторская задолженность – это задолженность организации, долги к уплате. То есть, когда мы должны.
Контрагент – физическое или юридическое лицо, которое выступает одной из сторон сделки. Если совсем просто — это все, с кем компанию связывают какие-либо операции.
Акт сверки взаиморасчетов – документ, который составляется бухгалтерией организации для сверки взаимных расчётов между сторонами (организациями, индивидуальными предпринимателями т.п.) за определённый промежуток времени (месяц, квартал, год).
Инвентаризация – проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сверки фактических данных с данными бухгалтерского учёта.
Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) – регистр бухгалтерского учёта, предназначенный для контроля операций и сальдо по счетам бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.
Отчетный период – промежуток времени, который включает происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности. Основным отчётным периодом является год, промежуточными – месяц и квартал.
Учетная политика – совокупность вариантов ведения бухгалтерского и налогового учёта и составления отчетности. Учётная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно.
Прибыль – разница между выручкой (доходом) и затратами (расходом). Прибыль является ключевой мерой финансовой эффективности предпринимательской деятельности.
Бухгалтерская финансовая отчетность (БФО) – объединённое название нескольких форм отчетности.
- Промежуточная — совокупность отчётов, отражающих все аспекты деятельности организации. Формируются за месяц, квартал, 9 месяцев или любой другой период в течение календарного года начиная с 1 января.
- Годовая — форма бухгалтерской отчётности, которая сдаётся за год.
Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база (налогооблагаемая база) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. То есть это то, что мы считаем по объекту, чтобы понять какую сумму налога мы должны уплатить.
Амортизация – постепенный перенос стоимости приобретённого имущества.
Словарь бухгалтерского сленга
Безнал — операции, производимые через банковский счёт организации
Нал — наличные деньги в кассе предприятия, а также операции, производимые в наличной форме
Гендир (ранее Гена) — генеральный директор коммерческой организации, а также руководитель её филиала или представительства
Финик — финансовый директор
Голова — головная организация (главный офис) по отношению к своим филиалам, представительствам, дополнительным офисам
Дочка — дочернее предприятие
Физик — физическое лицо
Юрик — юридическое лицо
Забить контрагента — завести данные контрагента в справочник программного продукта
ДЗ или дебиторка — дебиторская задолженность (нам должны)
КЗ или кредиторка — кредиторская задолженность (мы должны)
Доки — документы
Набить доки — создать новые документы в бухгалтерской программе либо текстовом редакторе
Разнести доки — сделать бухгалтерские проводки в программе на основании имеющихся документов.
Первичка — первичные бухгалтерские документы, подтверждающие факт совершения купли-продажи товаров, выполнения работ и услуг, выдачи денежных средств под ответ и иных хозяйственных операций
Повесить на счёт — провести операцию по определенному счёту бухгалтерского учёта
Нормативка —нормативные правовые акты
Пропечатать — поставить печать на документе
Приходник — приходный кассовый ордер, оформляется в случае поступления наличных денежных средств в кассу организации
Расходник — расходный кассовый ордер, оформляется при выдаче наличных денежных средств из кассы организации
ТэТэЭнка — товарно-транспортная накладная — документ, оформляемый в случае доставки покупателю приобретённого товара через фирму-перевозчика
Накладнушки — накладные
Осики — первичные документы по основным средствам (ОС-1, ОС-2, ОС-3 и т.д.)
Сопроводиловка — сопроводительная записка к какому-либо документу
Снять банк — получить выписку о движении денежных средств по банковскому счёту через систему Клиент-Банк
Разнести банк — провести банковские операции в программном продукте
Платёжка — платёжное поручение
Платёжки ушли — платёжные поручения приняты к исполнению банком
Деньги ушли — денежные средства перечислены с расчётного счёта
Деньги пришли — поступление денежных средств
Оборотка — оборотно-сальдовая ведомость
Сальдо — остаток
Вылавливать ошибки — искать ошибки в бухгалтерском или налоговом учёте
Подбить сальдо/остаток — произвести сложение и/или вычитание нескольких значений, чтобы узнать итог за определённый период или на текущий момент
Схлопнуть — по одному и тому же контрагенту и договору суммы в остатке разбились по дебету и кредиту
Краснота — остатки по счёту с минусом
Кричалка — процесс сверки двумя бухгалтерами различных итогов и финансовых показателей
Крыжить — отмечать совпадающие и несовпадающие значения в сравниваемых отчётах. Совпадения чаще всего помечаются двойной галочкой
Суммы не бьются/не пошли — итоговая сумма не совпадает со значением, которое должно быть
Сумма идёт — итоговая сумма совпадает со значением, которое должно быть
Откатиться в прошлый месяц — вернуть все данные к результатам прошлого периода
Упрощёнка — упрощённая система налогообложения и
Упрощенцы — организации, применяющие упрощёнку.
Камералка — камеральная налоговая проверка
Сидеть на материалах, банке и пр. — работать на бухгалтерском участке по учёту материалов, банковских операций и пр.
Бьется/рвется – соответственно, совпадение и несовпадение данных из одних документов или отчетов с другими или с теми, которые ожидал получить бухгалтер.
Подчистить хвосты – проверить и устранить ошибки в отчетности перед сдачей, привести документы в порядок.
Нулевка – нулевая отчетность, в которой отсутствуют показатели по текущему периоду. При этом в формах отчетности могут быть указаны переплата или недоимка с прошлых периодов. А также фирмы, которые не ведут деятельности и находятся в периоде «простоя».