Основная терминология бухгалтерского учета

Основная терминология бухгалтерского учета

Основная терминология бухгалтерского учета

Актив – ресурсы, контролируемые компанией, которые возникли в результате прошлых событий и от которых компания ожидает получение экономических выгод в будущем.

Пассив – источники финансирования, за счёт которых сформирован актив.

Бухгалтерский баланс – свод информации, представленный в виде формы отчета, о стоимости имущества и обязательствах организации. Баланс состоит из двух разделов: Актива и Пассива.

Проводка – регистрация хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта в равных суммах.

Бухгалтерские счета – счета, на которых ведется бухгалтерский учёт всех хозяйственных операций организации с помощью использования метода двойной записи.

Двойная запись – способ ведения бухгалтерского учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, на двух бухгалтерских счетах, обеспечивая общий баланс.

Дебет – термин, обозначающий левую сторону бухгалтерского счёта, имеющего форму двусторонней таблицы.

Кредит – термин, обозначающий правую сторону бухгалтерского счёта.

Дебиторская задолженность – это задолженность перед организацией, т.е. долги к получению. Иными словами, когда нам должны.

Кредиторская задолженность – это задолженность организации, долги к уплате. То есть, когда мы должны.

Контрагент – физическое или юридическое лицо, которое выступает одной из сторон сделки. Если совсем просто — это все, с кем компанию связывают какие-либо операции.

Акт сверки взаиморасчетов – документ, который составляется бухгалтерией организации для сверки взаимных расчётов между сторонами (организациями, индивидуальными предпринимателями т.п.) за определённый промежуток времени (месяц, квартал, год).

Инвентаризация – проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сверки фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) – регистр бухгалтерского учёта, предназначенный для контроля операций и сальдо по счетам бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.

оборотно-сальдовая ведомость

Отчетный период – промежуток времени, который включает происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности. Основным отчётным периодом является год, промежуточными – месяц и квартал.

Учетная политика – совокупность вариантов ведения бухгалтерского и налогового учёта и составления отчетности. Учётная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно.

Прибыль – разница между выручкой (доходом) и затратами (расходом). Прибыль является ключевой мерой финансовой эффективности предпринимательской деятельности.

Бухгалтерская финансовая отчетность (БФО) – объединённое название нескольких форм отчетности.

  • Промежуточная — совокупность отчётов, отражающих все аспекты деятельности организации. Формируются за месяц, квартал, 9 месяцев или любой другой период в течение календарного года начиная с 1 января.
  • Годовая — форма бухгалтерской отчётности, которая сдаётся за год.

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база (налогооблагаемая база) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. То есть это то, что мы считаем по объекту, чтобы понять какую сумму налога мы должны уплатить.

Амортизация – постепенный перенос стоимости приобретённого имущества.

Словарь бухгалтерского сленга

Безнал — операции, производимые через банковский счёт организации

Нал — наличные деньги в кассе предприятия, а также операции, производимые в наличной форме

Гендир (ранее Гена) — генеральный директор коммерческой организации, а также руководитель её филиала или представительства

Финик — финансовый директор

Голова — головная организация (главный офис) по отношению к своим филиалам, представительствам, дополнительным офисам

Дочка — дочернее предприятие

Физик — физическое лицо

Юрик — юридическое лицо

Забить контрагента — завести данные контрагента в справочник программного продукта

ДЗ или дебиторка — дебиторская задолженность (нам должны)

КЗ или кредиторка — кредиторская задолженность (мы должны)

Доки — документы

Набить доки — создать новые документы в бухгалтерской программе либо текстовом редакторе

Разнести доки — сделать бухгалтерские проводки в программе на основании имеющихся документов.

Первичка — первичные бухгалтерские документы, подтверждающие факт совершения купли-продажи товаров, выполнения работ и услуг, выдачи денежных средств под ответ и иных хозяйственных операций

Повесить на счёт — провести операцию по определенному счёту бухгалтерского учёта

Нормативка —нормативные правовые акты

Пропечатать — поставить печать на документе

Приходник — приходный кассовый ордер, оформляется в случае поступления наличных денежных средств в кассу организации

Расходник — расходный кассовый ордер, оформляется при выдаче наличных денежных средств из кассы организации

ТэТэЭнка — товарно-транспортная накладная — документ, оформляемый в случае доставки покупателю приобретённого товара через фирму-перевозчика

Накладнушки — накладные

Осики — первичные документы по основным средствам (ОС-1, ОС-2, ОС-3 и т.д.)

Сопроводиловка — сопроводительная записка к какому-либо документу

Снять банк — получить выписку о движении денежных средств по банковскому счёту через систему Клиент-Банк

Разнести банк — провести банковские операции в программном продукте

Платёжка — платёжное поручение

Платёжки ушли — платёжные поручения приняты к исполнению банком

Деньги ушли — денежные средства перечислены с расчётного счёта

Деньги пришли — поступление денежных средств

Оборотка — оборотно-сальдовая ведомость

Сальдо — остаток

Вылавливать ошибки — искать ошибки в бухгалтерском или налоговом учёте

Подбить сальдо/остаток — произвести сложение и/или вычитание нескольких значений, чтобы узнать итог за определённый период или на текущий момент

Схлопнуть — по одному и тому же контрагенту и договору суммы в остатке разбились по дебету и кредиту

Краснота — остатки по счёту с минусом

Кричалка — процесс сверки двумя бухгалтерами различных итогов и финансовых показателей

Крыжить — отмечать совпадающие и несовпадающие значения в сравниваемых отчётах. Совпадения чаще всего помечаются двойной галочкой

Суммы не бьются/не пошли — итоговая сумма не совпадает со значением, которое должно быть

Сумма идёт — итоговая сумма совпадает со значением, которое должно быть

Откатиться в прошлый месяц — вернуть все данные к результатам прошлого периода

Упрощёнка — упрощённая система налогообложения и

Упрощенцы — организации, применяющие упрощёнку.

Камералка — камеральная налоговая проверка

Сидеть на материалах, банке и пр. — работать на бухгалтерском участке по учёту материалов, банковских операций и пр.

Бьется/рвется – соответственно, совпадение и несовпадение данных из одних документов или отчетов с другими или с теми, которые ожидал получить бухгалтер.

Подчистить хвосты – проверить и устранить ошибки в отчетности перед сдачей, привести документы в порядок.

Нулевка – нулевая отчетность, в которой отсутствуют показатели по текущему периоду. При этом в формах отчетности могут быть указаны переплата или недоимка с прошлых периодов. А также фирмы, которые не ведут деятельности и находятся в периоде «простоя».