Расчетный счет

Расчетный счет

Определение

Расчётный счёт — учётная запись компании/ИП в финансово-кредитном учреждении для учёта её денежных операций.

Компании обязаны иметь расчётный счёт. ИП могут его не открывать при условии получения наличной оплаты от физлиц в размере до 100 000 рублей по одному договору.

Возможно открытие нескольких расчётных счетов в одном или нескольких банках.

Использование расчетного счёта

Наличие расчётного счёта позволяет совершать различные виды безналичных финансовых операций, например:

  • оплата товаров, работ, услуг контрагентам
  • получение оплаты от покупателей, в т. ч. эквайринг (т. е. принятие безналичной оплаты за проданные товары и оказанные услуги пластиковыми картами)
  • оплата налогов и сборов
  • перечисление заработной платы сотрудникам
  • оплата банковских и прочих финансовых услуг (погашение кредитов, оплата страховых платежей и т. д.)
  • оплата платежей для участия в тендерах, госзакупках
  • прочее

Структура расчетного счёта

Каждый расчётный счёт уникален и состоит из 20 чисел, объединенных в 6 групп:

Расчетный счет

  • группа 1: собственник счёта (например, 407 — юридическое лицо, 408 — ИП или физическое лицо)
  • группа 2: дополнительная информация о владельце счёта (например: 01 — финансовое учреждение, 02 — коммерческая организация, 03 — некоммерческая организация)
  • группа 3: код валюты (например, 810 и 643 — рубли, 978 — евро, 840 — доллары)
  • группа 4: контрольная цифра
  • группа 5: код подразделения банка
  • группа 6: внутренний номер счёта в банке

Документы для открытия расчетного счёта

Для открытия расчётного счёта в банк требуется предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность (для ИП)
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица
  • учредительные документы юридического лица
  • выданные лицензии и разрешения, если они относятся к правоспособности клиента заключать договор на открытие счёта
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами на счёте
  • документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица
  • свидетельство о постановке на налоговый учёт. 

Банк вправе затребовать иные документы.

Ограничение операций по расчетному счету

Причины

Основные причины ограничения операций по счёту (не исполнения банком платёжного поручения клиента):

  • недостаточно денежных средств на счёте
  • неверно оформлены платёжные документы
  • подозрения банка, что в отношении денежных средств совершаются мошеннические действия
  • приостановление операций по счёту по решению налогового органа или прекращение банком расходных операций по счёту в пределах суммы, указанной в решении налогового органа
  • подозрения банка, что целью совершения операций может являться отмывание доходов, финансирование терроризма

Причину ограничений нужно уточнять в банке.

Ограничение операций по решению налогового органа

Операции по расчётному счёту могут быть ограничены в связи с нарушением налогового законодательства (Налогового Кодекса, НК).

Основания для ограничения операций налоговым органом:

  • неисполнение требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа
  • непредставление декларации или расчёта
  • совершение налогового правонарушения
  • непредставление налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчёта сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчёта по страховым взносам)
  • неисполнение налогоплательщиком обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приёме требования о предоставлении документов (пояснений) и (или) уведомления о вызове в налоговый орган
  • неисполнение налогоплательщиком обязанности по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме.

Ограничение операций в связи с подозрением на отмывание доходов, финансирование терроризма

Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и/или финансированию терроризма», банки обязаны выявлять сомнительные операции.

При обнаружении таких операций банк имеет право ограничить предоставление банковского обслуживания и затребовать документы, поясняющие суть операции.

ЦБ подготовил Методические рекомендации для предпринимателей*, в которых поясняет требования закона.

Подозрительные операции

Подозрительные (сомнительные) операции — операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые

в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.

Признаки подозрительных операций:

  • необычный характер сделок
  • отсутствие явного экономического смысла
  • проведение операции с целью вывода капитала из страны
  • финансирование «серого» импорта
  • обналичивание денег
  • уход от налогов
  • коррупция

Действия банка при выявлении признаков сомнительной операции

При выявлении подозрительных операций банк имеет право:

  • запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения хозяйственной деятельности и т. д.), использовать иные источники информации
  • установить срок для представления запрашиваемых документов и информации
  • пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения
  • выезжать по месту ведения бизнеса клиента
  • принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента
  • ограничить дистанционное банковское обслуживание и использование банковских карт.

Действия банка после рассмотрения документов

Действия банка по истечении периода рассмотрения полученных документов и информации:

  • провести операцию
  • принять решение о квалификации операции в качестве подозрительной и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию
  • принять решение об отказе в проведении операции и направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение
  • принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента

В случае получения отказа от банка в проведении операции клиент имеет право обжаловать решение банка сначала в самом банке, а затем — в межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

Рекомендации центрального банка

Центральный банк даёт следующие общие рекомендации, следование которым позволит минимизировать риск ограничения операций

по расчётному счёту:

  • соблюдайте финансовую гигиену
  • своевременно сообщайте банку и ФНС об изменениях (например, в ОКВЭД, юридическом адресе, составе участников/акционеров и т. д.)
  • проверяйте записи в ЕГРЮЛ на их актуальность/достоверность
  • своевременно представляйте документы по запросу банка
  • не дробите бизнес на много разных фирм и ИП
  • минимизируйте расходы наличными
  • не снимайте наличные в большом объёме
  • сохраняйте все документы при расчётах наличными
  • проверяйте своих контрагентов до начала работы с ними
  • проверяйте информацию, размещённую на сайте ФНС в сети Интернет.

Выводы

  1. Наличие расчётного счёта позволяет совершать различные виды безналичных финансовых операций. Компании обязаны иметь расчётный счёт. ИП могут его не открывать при условии получения наличной оплаты от физлиц в размере до 100 000 рублей по одному договору.
  2. Список документов, требующихся для открытия расчётного счёта, определяется Инструкцией Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов», а также внутренними процедурами банка, в котором открывается счёт.
  3. Банк имеет право ограничить проведение операций по счёту (не исполнять платёжные поручения клиента) в т. ч. по требованию ФНС (в связи с нарушением налогового законодательства), а также при выявлении признаков сомнительных операций.